Мамонтова пустынь

Мамонтова пустыньИстория Мамонтовской пустыни тесно связана с историей распространения и укрепления православной веры в Тамбовском крае. Пустынь располагалась в 70 верстах от Тамбова по моршанской дороге у села Мамонтово. Село и монастырь носили имя основателя - инока Маманта. В документах Шацкого архива указывалось, что старцу Маманту в 1629 году по велению местной землевладелицы инокини Марфы Ивановны было разрешено открыть пустынь во имя святителя Николая на Никольской поляне. В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог. Грамотой 1634 года запрещалось взыскивать налог с 30 четвертей монастырских земель, поскольку "старец в тоей пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего". Постепенно земли заселялись пришельцами из соседней Рязанской области, из-под Наровчата и из Звенигородского уезда; были среди них вольные люди, бобыли и кабальные крестьяне. Всем им оказывалось гостеприимство, на обильных свободных территориях всего было достаточно, а рабочих рук не хватало. Здесь закладывались основы культуры земледелия, впоследствии передаваемые новым поселенцам.
В 1652 году пустынь была приписана к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с крестьянами, бобылями, их детьми, братьями и племянниками. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни у Глубокого озера были две церкви с колокольней, иконами и утварью. Располагались они в одном здании; главная - во имя Николая Чудотворца, придельная - во имя Алексия, человека Божьего. Первым строителем церквей в пустыни был ее основатель - старец Мамант. Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия - ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича "для ради покоя вечных благ будущего века".
Монастырские владения быстро обогащались: к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В каждой монастырской деревне были свои старосты, назначенные монастырем, и управляющие-монахи. Хотя пустынь официально была достаточно рано упразднена (1764 г.), храмовые и хозяйственные постройки еще долгое время являлись монастырскими. Новый однопрестольный Николаевский храм был построен по храмозданной грамоте епископа Феодосия (Голосницкого) в 1768-1775 годах. Это была прочная и красивая постройка, существовавшая до первой четверти XX столетия. Она располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье возле озера Глубокого. Церковь была срублена из соснового леса. В новых рубленых приделах, устроенных в 1865 году, разместились ризница и Покровская церковь. Храмовые иконостасы с витыми колоннами были обильно позолочены. Но представление о внутреннем убранстве мамонтовской церкви было бы неполным без упоминания о деревянных скульптурах, которыми был наполнен этот храм. В нижнем поясе над местными иконами находились изображения херувимов, искусно вырезанных из дерева и покрытых листовым золотом. Над иконостасом - резное распятие, по сторонам - резные изображения Иоанна Богослова и Пресвятой Девы Марии. Нижняя часть Царских врат была оформлена деревянными скульптурами евангелистов в полный рост.
После того, как Мамонтова пустынь была упразднена, на месте монастыря стараниями священника с. Мамонтове Алексея Кринова была образована новая община сестер на основе богадельни, в которой проживало к 1912 году двадцать крестьянских вдов. К маю 1912 года в Мамонтове появился первый каменный храм, построенный на средства прихожан и местного священника Алексея Кринова. Главной реликвией храма, освященного в 1915 году, стала древнейшая икона святителя Николая, исполненная на липовой доске высотой в два аршина (около 140 см). Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке - стальной меч, в левой - дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись "Никола Можайский". По устному преданию, основатель пустыни старец Мамант нашел эту икону у трех лип; на том священном месте он и поставил первый монастырский храм. Из спиленных лип была изготовлена церковная утварь, столетия хранившаяся в Никольской церкви села. Безвестные моршанские мастера создавали уникальные произведения, украшавшие столетиями церкви этого уезда Тамбовской губернии. Истоки мастерства резчиков по дереву уходили в далекое прошлое. Скульптуры эти, разнообразные по композиции, расписанные красками, как иконы, привлекали исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике.
В 1924 году резные деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский историко-археологический музей. Среди них было более десяти статуй Христа Спасителя в терновом венце, некоторые из них - с цепями на руках и ногах; фигуры святых и ангелов; статуи Богоматери и Иоанна-воина; голова Иоанна Крестителя на блюде. Они поступали из Тараксинской, Земетчинской, Пичаевской волостей и из пригородной Феодоровской церкви. Но многолетнее отторжение православной культуры привело практически к полной утрате для потомков этих великолепных произведений народного творчества. Несмотря на это, и в советское время не прекращался поток верующих людей, стремившихся сюда, в Мамонтове, чтобы помолиться и получить исцеление, окунувшись в Святом озере. На престольный Никольский праздник 22 мая в Мамонтове" приезжает множество паломников не только из Тамбовской, но и из соседних областей. С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни. По благословению епископа Феодосия, благодаря поддержке губернатора Тамбовской области О.И. Бетина, Председателя Тамбовской областной думы В.Н. Карева, а также тамбовских меценатов и жертвователей устроена купальня на Святом озере, ведется строительство сестринского корпуса, завершается строительство храма.


Лайкните наш сайт:

Главная | ТГТУ | ТГУ | Мичурин И.В. | Трегуляевский монастырь | Тамбовская область